Конланг вики
Advertisement

Арорин (англ. Àrorin, самоназв. հ'արօ չարի), - досл. "речь Ароса", - литературный язык аран.

Общие сведения об Аросе и аранах[]

Aрoс (англ. Àros, apo. ḥ'Aro) - материк площадью около 5,5 млн.км2. Численность населения - около 13,5 млн. аран. Материк покрывают тропические саванны - биом с господством травянистой растительности с участием редкостоящих кустарников и древовидных суккулентов с игловыдными редуцированными листьями, - и карстовые плато, заменяющие горные рельефы. Такие плато сплошь испещрены сеткой из борозд и гребешков известняка. Чуть ниже центральной части Ароса располагается единственное озеро, занимающее около 86 тыс.км2. В него впадает одна широкая река в центральной части материка, и из него же берёт начало система узких рек, распространившихся преимущественно в на юге. Вдоль выше упомянутой реки, прозванной Ручьём Великого жеребца, произрастают виноград и финики. Однако в целом климат относительно засушливый. На севере два сезона дождей (март — май и сентябрь — ноябрь), на юге - один (ноябрь — апрель). Температура намного превышает среднюю температуру Земли.

Основными представителями дикой фауны являются карóн (хищник семейства куньих 1м в длинну и 0.5м в холке; внешне напоминает циногнáта), скрофы (аналог степных свиней на продолговатых копытцах с длинным хоботком), лошади, овцы, ослы, козы, тушканчики, сайгаки, суслики и сурки, змеи, рукокрылы и хлорофиловые черви. Также распространенны кобры, медянки, скорпионы, слепни, стрекозы и эфы.

Общебиологический очерк аран[]

Как и на Земле, жизнь основана на углероде, а основным растворителем является вода. Биологически арáне относятся к однопроходным подкласса Первозвери. Внешне походят на прямоходящюю смесь гепардов и лис фенек астенического телосложения. Являясь яйценесущеми, не имеют молочных желез. Половой диморфизм выражается в следующем : самки изящнее самцов (как и у людей), а самцы выглядят более "угрожающе"; различие моче-половой системы подобно человеческой; однако окрас шерсти ярче у самок (ржавый бордо), чем у самцов (орехово-коричневый). Всеядны. Развита система эхоликации. Интересной чертой их скелета, роднящей аран с птицами, является пневматичность (пористое строение) костей.

У аран две разные пары век, что свойственно птицам: одна прозрачная с молочным оттенком, внутренняя (защищает глаз от песка, так как ресницы у аран отсутствуют), закрывается слева и справа, а другая, внешняя, рыже-коричневая пара, закрывается сверху и снизу. Нос схож с кошачьим. Однако важно заметить, что данный орган не связан с лёгкими дыхательным каналом, а представляет собой полость с 1 отверстием. Стенки этой полости уссеяны микроскопическими ресничками, на концах которых располагаются обонятельные рецепторы.

Аэробное дыхание осуществляется через дыхальца, расположенные на шее.

Интересным фактом также можно назвать и то, что основным белком их крови является не гемоглобин на основе железа, как у большинства земных животных, а гемоцианин на основе меди, как у земных моллюсков. В отличие от гемоглобина, входящего в состав эритроцитов, молекулы гемоцианина растворены в гемолимфе, благодаря чему мономеры гемоцианина могут объединяться в очень большие комплексы, что позволяет лучше переносить кислород.

Так как местность обитания аран достаточно засушливая, в структуре тканей, составляющих их лёгкие, имеются хлоропласты. При вдохе они впитывают кислород и, используя глюкозу С6Н12О6, формирует воду Н2О, углекислый газ СО2, получая 674 ккал энергии. Так, при аэробном дыхании, арáне получают не только кислород, но и воду и энергию для других биохимических процессов.

У аран длинные конечности с пятью пальцами (один из них — противостоящий). Ноги их пальце-, а не стопоходящие; при этом три средних пальца более массивны и вместе с верхней частью стопы образуют подошву. Мизинец редуцирован в костяную шпору на скакательном суставе, а большой палец (по габаритам он меньше остальных) имеет противостоящие положение и играет роль вспомогательной опоры

Ядро будущих арáн сложилось как племенной союз, возникший в результате междоусобных войн на юге Ароса, когда произошло смешение древних родов и племён.

Жизненный цикл, культура и религия[]

Общие характеристики []

Для арáн характерно раздельное отгонное животноводство - треть скота перегоняется на высокогорные пастбища летом на июнь-июль и в долины низин зимой на декабрь-январь (остальные восемь месяцев скот находится в поселениях арáн). При этом основное население не перемещается - визирь паствы выбирает группу пастырей из восьми человек. Также развито достаточно хорошо развито земледелие : главные культуры - пшеница, рис, ячмень, табак, просо, джугара, сахарная свёкла, чай. В скотоводстве преобладает развод овец, лошадей, ослов и коз. Развиты и такие ремёсла как ковроделие, ручное ткачество (шерсть, ситец), гончарное дело, ковка и чеканка.

Общество арáн делится на обширные "племена", состоящие примерно из 16ти кланов. Каждое "племя" имеет одинаковую структуру : во главе стоит вождь, в подчинении которого стоят королевские слуги, 4 визиря (войск, экономики, культуры и паствы) и шанáи (так у арáн именуются шаманы). Визирь войск регулирует военные силы "племени", визирь культуры - порядок и образование, визирь экономики - ремесленников, торговлю и сборщиков земельного налога (податей), визирь паствы - пасторей, перегоняющих скот.

Визирей выбирает вождь, но вождя - народ. Выборы нового вождя осуществляются только по двум причинам : а) в преддверии гибели нынешнего правителя при отсутствии наследника или б) по причине "несостоятельности" нынешнего правителя. Процесс выборов следующий :

  1. Вначале народ выбирает 16 "достойных" арáн, сведущих в экономике, политике, военном деле, культуре, ремёслах и животноводстве;
  2. Затем кандидаты жеребьёвкой разбиваются по парам и начинают поединок на мечах. В итоге остаётся 8 претендентов.
  3. На последнем этапе шан племени избирает 1 из претендентов, провозглашая его вождём.

Религия[]

Религию арáн трудно отнести к конкретному типу известных земных религий. Жители Ápoca верят во множество богов, однако среди них есть лишь один бог-демиýpг (Vaz [vɑts], Վաց), создавший весь мир, других богов и духов. Его основными функциями являются контроль деятельности других богов и смена дня и ночи. Также верования apáн совмещают элементы шаманизма и вуду.

В каждом племени есть свой шан (pl. шанáи; ṣan [ʂɑn] շան (pl. ṣanok [ʂɑ'nɔq] շանօզ)). Шан - особый арáн, избранный самим Ватцом. Этот титул переходит от отца к сыну и почитается наравне с вождём. В случаях отсутствия наследника действующий шан выбирает приемника из окружения вождя. Шанаи способны в состоянии транса общаться с духами, а через них - с богами (кроме Ватца). Также они практикуют вуду - используя восковые фигурки с волосом объекта и зелья, шанаи могут навести порчу, наколдовать удачу, здоровье, или любовный приворот. Частью религиозных практик арáн является гадание на костях рукокрылов.

Перед началом сезона дождей проводят восьмидневный пост (zom [tsɔm], ցօմ), в течение которого :

  1. Запрещены половой контакт, а также акт самоудовлетворения;
  2. Запрещено употребление в пищу конины, конского сала, кобыльего молока и вина;
  3. Запрещено любое проявление агрессии;
  4. Каждый арáн обязан ежедневно читать наизусть Слово Ватца по главе в день.

Жизненный цикл[]

Фактически, аране являются яйценесущими, что также роднит их с птицами. Однако их яйца на покрыты жёсткой скорлупой : стенки яйца имеют мясистую структуру, являясь резервуаром для питательной массы. Весь цикл развития аран можно описать следующими этапами :

  1. Первым этапом следует назвать оплодотворение.
  2. Оплодотворённая половозрелая самка откладывает мягкие кожистые яйца со створчатым клапаном в верхней части. Попав в почву, они пускают корни для добычи влаги, необходимой для развития детёныша. Продолжительное время яйцо находится в состоянии диапаузы, впитывая питательные вещества из почвы и атмосферный кислород через поры.
  3. По окончанию срока развития плода яйцо раскрывается, откуда на свет выползает сформировавшийся детёныш. Изначально детёныш рождается слепым - зрение, а также обоняние, появляется позже, - но с достаточно развитой системой эхолокации.
  4. Дальнейший процесс развития схож с развитием млекопитающих (однако у аран нет молочных желёз).

Жилище и одежда[]

Аране живут в глиняных домах, с несколькими отверстиями в крыше. В стенах же ни дверей, ни окон нет. Такая система хорошо оберегает аран от непрошенных гостей. В полу обычно есть переход в погреб, сохраняющим относительно влажную прохладную среду за счёт более близкого расположения к грунтовым водам. Вокруг таких глиняных жилищ, как правило, располагаются небольшие загоны со скотом (с овцами, козами или ослами), отдельное стойло для коня и огород.

Единственным предметом одежды мирных аран являются шаровары. Особым снаряжением войнов можно назвать широкие металлические диски, прикрепляемые сухожилиями лошади на груди и спине, металлические шлемы, напоминающие шлемы викингов, и металлические браслеты на всю длину нижнего предплечья.

Дружба и воинская честь[]

Выше всего у арáн ценятся воинская доблесть и мужество в бою, преданность своему народу и друзьям. По числу убитых врагов аранин получает свою долю военной добычи и почетную чашу вина. С поверженных противников аране снимают скальп и используют для производства колчанов или же в качестве полотенец. Дружба скрепляется особым обрядом побратимства : суть его заключается в том, что в чаше смешивают кобылье молоко и кровь дающих обет. Затем, каждый аранин должен испить половину напитка, произнеся клятву верности : "ḥ'atarim narì [клянуськонём отца". Скрепленная таким образом дружба считается неразрывной. Нарушившему такую клятву сбривают эрокез (похожий на конскую гриву). С "бритыми" перестают общаться и доверять им - а могут забрасывать грязью и тухлятиной, - пока волосы не отрастут до прежней длины, что занимает не меньше 8ми месяцев (т.е. около 240 дней).

Если аранин не может справиться со своими врагами в одиночку, то он забивает кобылу, варит его мясо, а шкуру расстилает и садится на неё с заломленными руками. Каждый желающий может подойти, взять кусок мяса и встав одной ногой на шкуру поклясться привести с собой определённое количество воинов. Таким образом, набирается достаточное количество воинов, чтобы отомстить обидчику.

Рядовой единицей аранского войска является десятка - семья и ближайшие родственники и кровные друзья в количестве 10 аран. Потом следует сотня, в нее входят несколько семей одного рода. Тысяча может объединять несколько таких групп. В войске действует закон : если в бою кто-то из десятки побежит от врага, казнят всю десятку; если же в сотне побежит десятка, казнят всю сотню. И такая система весьма хорошо функционирует.

В случаях, когда на поле боя оставалось слишком мало сил для противостояния врагу, или в случае дезертирства, войны обязаны совершить сеппуку.

Кровная месть[]

В обществе арáн важную роль играет клан и кровная месть. У них строго соблюдается следующее правило : "опорочил меня - опорочу тебя; опорочил мою семью - опорочу твою". При этом кровная вражда распространяется на все поколения. Если арáнин не может справиться со своими врагами в одиночку, то он забивает кобылу, варит его мясо, а шкуру расстилает и садится на неё с заломленными руками. Каждый желающий может подойти, взять кусок мяса и встав одной ногой на шкуру, поклясться привести с собой определённое количество воинов. Таким образом, набирается довольно большое количество, чтобы отомстить обидчику.

Календарь[]

Арáне живут по лунному календарю. Их год длится 354 дня (12 месяцев по 29 либо 30 дней). Продолжительность синодического месяца в среднем составляет 29,5306 суток. Таким образом, календарный месяц может состоять либо из 29, либо из 30 дней, причем месяцы в году чередуются, чтобы дни месяца как можно лучше попадали на одни и те же фазы Луны. 

Орфография, синтаксис и фонетика[]

Синтаксис[]

В языке используются 3 порядка слов в зависимости от ситуации : SVO[inf.], VSO[inf.] и SOV. Первый считается преобладающим и носит название "прямой"; в главном предложении почти всегда используется именно он. Лишь в некоторых случаях используется "обратный" порядок (VSO) :

  • В вопросе
  • В призыве, проклятье, а также выражении надежды или опасении.

Лишь в придаточном предложении с подчинительным союзом используется "зависимый" порядок слов - SOV.

Как и большинстве языков, определения предшествуют определяемому. 

Орфография и фонетика[]

Традиционно аране используют еркатагир, однако в целях удобства землянам разрешается использование латиницы. В остальных разделах (кроме этого и выше описанного) будет использоваться латиница.

Гласные

Семь гласных делятся на три основные группы : задние, нейтральный Իի, и передние.

  • Աա (Аа) [ɑ], Օօ (Оо) [ɔ / vɔ], Ռռ (Սս) [ʊ]
  • Իի (Ií) [е]
  • Էէ (Ее) [з / jɛ], Ըը (Óó) [œ / jœ], Եե (Úú) [ʏ / jʏ].

Просодика

В арорине полузакреплённе силовое ударение : оно падает на определённый слог в зависимости от конструкции слова в целом, а иногда - в зависимости от грамматической составляющей. Так, можно выделить несколько основных правил расставания ударения :

  1. Показатель идафы -ի (-í) (сопряжённой конструкции) всегда стоит под ударением ;
  2. При отсутствии показателя идафы под ударением стоит последний закрытый слог (кроме безударного суффиксов на -էտ (-еt));
  3. Слова с суффиксами на -էտ (-еt) имеют ударение на предшествующем слоге ;
  4. В случае, если каждый из слогов является открытым, а также в словах с суффиксом мн.ч., ударение падает на первый слог.

Согласные

В арорине можно выделить 7 парных и 4 сонорных согласных, однако, в большинстве пар, они противопоставляются не по звонкости, а по принципу "напряжённости" :

  • Մմ (M m) [m] - Վվ (V v) [v]
  • Պպ (P p) [p / ph / hp] - Փփ (F f) [f]
  • Դդ (D d) [d / ɖ] - Տտ (T t) [t / th / ht]
  • Ղղ (G g) [g / χ / j] - Կկ (K k) [k / kh / hk]
  • Զջ (J j) [ɖʐ] - Շշ (Ṣ ṣ) [ʂ]
  • Հհ (Һ ḥ) [χ] - Uu (Sz sz) [s]
  • Ցց (Z z) [ts] - Չչ (Сh сh) [tɬ]
  • Lլ (L l) [ɭ / ɬ], Նն (N n) [n], Րր (R r) [r], և (еv) [зv / jɛv]
  • ւ символ удвоения согласного

Фонетические процессы

  • Чередование гласных среднего подъёма : impast kеrat [kwз'rɑt] "see" - past kor [khɔr] "saw". Важно : impast elat [jɛ'ɭɑt] "go" - past vo [vɔ] "went".
  • Дебуккулизация Սս (Sz sz) [s] в Հհ (Һ ḥ) [χ] в интервокальной позиции : rahat "rest" - rasz.
  • Чередование Կկ (k) [q] / Վվ (v) [v] а) всегда - перед ударной ի (ì) [e]; б) после плавных при отсутствии / наличии последующих взрывных Կկ (k) [q] либо Տտ (t) [t] : impast garvat "venture" - раst gark "ventured"
  • Ассимиляция при добалении суффикса на -m / v / k / t : -ld, mp, nd, st, rd => -ll, mm, nn, ss, rr.
  • Ассимиляция k, Id, lk, mp, nd, st, rd, rk => v, ll, lv, mm, nn, ss, rr, rv после фарингальной формы артикля и перед суффиксом -аt.

Фонотактика

Для арорина более характерны кластеры из 2ух согласных (во-первых, из-за частотности, а во-вторых, из-за регрессивной ассимиляции взрывных). Встречаются и 3ёхконсонантные кластеры, возможные только в интервокальной позиции. Возможны также 4ёхконсонантные кластеры, встречаемые на стыке слов, однако в таких случаях первые 2 согласные отделяются краткой шва.

Существительные[]

Как и в земных агглютативных языках, порядок следования морфем следующий : основа_[словообразовательный суффикс][число][падеж].

Словообразование[]

Определённый артикль հար[]

Определённый артикль ḥar не склоняется по каким-либо категориям, однако имеет 4 формы : полную (ḥar), краткую (ḥa'), фарингальную (ḥ') и 2 ассимилярные (ḥaf и ḥam).

  1. Ассимилярные употребляются перед губными f и m соответственно.
  2. Также ассимилятивная форма ḥam употребляется перед d, переводя её в носовой n
  3. Полная форма ḥar употребляется перед напряжённым g [j] и шипящими сh и s
  4. Также опр. артикль (в полной форме) вызывает дебуккулизацию в s
  5. Краткая форма ḥa' используется перед сущ. на j, n либо v
  6. Фарингальная форма ḥ' - перед главной либо l и r (ḥ'l [ɬ] и ḥ'r [χʀ̥])

Число[]

У большинства существительных есть 2 формы числа : единственное и множественное число. Эта категория может выражаться суффиксально (-аk / ok / tak / tok).

Также встречаются случаи, когда множественность выражается формой единственного числа :

  1. Если количество указанно числительным или кванторным местоимением,
  2. Если существительное называет класс предметов вцелом

Не имеют формы множественного числа следующие группы слов :

  • Субстантивы и абстрактные понятия
  • Вещественные существительные (вещество, материал, или его отходы)
  • Названия обрядов и религиозных понятий
  • Природные явления и субстанции
  • Слово ḥ'oret ['χɔrзt] водоём, озеро (это, вероятно, объясняется наличием лишь одного озера)

Падеж и идафа []

Идафа - сопряжённая форма элементов словосочетания, способ оформления определения при вершинном маркировании (ḥ'аtar narì конь отца, досл.: отец _ конь-(n)ì ). Область употребления :

  • Идафа принадлежности (qam narì мой конь)
  • Идафа предназначения (ḥa karat saranì вилка для еды (досл. съедания) )
  • Относительные прилагательные (обозначает материал или обстоят. времени / места)
  • Дробная идафа (ḥaft aḥarì 2/(досл7 2-их))
  • Родительный области (turgat ḥummarì обвинение во лжи)
  • Родительный меры (garro vaskenì мешок зерна)
  • Идафа качества (fakar aranì аранин мысли, мыслитель)

Падежная система.

1. Простое склонение.

В арорине 5 падежных форм : объектив, номинатив, аллатив, социатив, элатив. При этом постфиксы каждого падежда могут вытеснять окончание. Их выражение на примере слов idaffa союз (скл. I) и or день (скл. II) :

  • OBJ - idaffa, or
  • NOM - idaffat, erat (падежный постфикс вытесняет окончание)
  • ALL - idaffar, erar
  • SOC - idaffim, erim (постфикс так же вызывает чередование, т.к. ранее имел форму -anim)
  • ELA - idafftan, erdan

2. Двойное склонение.

  • Форма номинатива может склоняться в остальных косвенных падежах со значение свой (пример: narasim на своём коне) ;
  • Форма элатива при двойном спрежении выжает особое маркирование "объектного локуса" (см. пример а)

а. Отец выстрелил в коня у горы (у горы был именно конь) 

б. Отец выстрелил в коня у горы (у горы были оба / только отец)

Функции падежных форм.

Объектив :

  • Объект, прямое дополнение
  • В конструкции с нулевой связкой выполняет функцию наст. вр. : qam ḥakko! Я здесь!

Номинатив :

  • Субъект действия в настоящем / незавершённое действия в прошлом
  • С предлогом eraf вокруг играет роль предложного падежа, выражая тему беседы

Аллатив :

  • Маркирует адресат либо цель
  • С маркером времени указывает срок : maḥasar к / на завтра
  • В конструкции с нулевой - будущ. вр. : qam ḥakаr! Я буду здесь! (Я вернусь! / Буду ждать!)

Социатив :

  • Обозначает "совместность"
  • Обозначает местонахождение или траекторию движения
  • С маркером времени обозначает "во время, в течение" maḥasim завтра

Элатив :

  • Обозначает источник движения или информации
  • С маркером времени указывает начальный момент действия
  • Субъект предстоящего действия / завершённого действия в прошлом
  • В компаративных конструкциях маркирует эталон сравнения, заменяя предлоги как, среди и чем
  • В конструкции с нулевой связкой - прошед. вр. : janno ḥedan там было хорошо

Тематический список общей лексики (существительные)[]

  • Абстракции
  • Животные
  1. анатомия
  2. иерархия,
  3. семья,
  4. общество
  • Heбо, субстанции и погода
  • Пища
  • Вещи
  1. город => Здания, Ремесло, Торговля
  2. религия
  3. инструменты
  4. материал
  5. контейнеры
  • География
  1. Ландшафт : горы, озеро, реки, холмы и др.
  2. Степные растения
  3. Степная фауна

Сам словарь будет создан позже и выложен в отдельной части.

Глагол[]

Каждый глагол имеет 2 основные формы : основу прошедшего времени (past) и несовершённый инфинитив (impast). Основа используется для выражения прошедшего времени, повелительного наклонения и отглагольных имён. Форма impast - для выражения инфинитива и непрошедшего времени. Как правило, данные формы различаются лишь наличием суффикса -((m)a)t (без учётом чередований и ассимиляций), однако у нескольких глаголов они имеют различные основы. Также важно отметить, что основа глагола не может оканчиваться согласные и l. Основы на -ffa / -mma (кроме неправ.гл.) образуют impast суффиксом -t. Основы прошедшего времени на -sz подвергаются дебуккулизации (=> ) при добавлении суффикса.

Одна из особенностей языка : в арорине в принципе отсутствует глагол быть. Его функции выполняют другие конструкции :

  1. Стативные глаголы (быть большим, быть быстрым и др.)
  2. В функции "находиться" - глаголы физического положения и глагол ḥammat дышать
  3. Конструкции с нулевой связкой также могут выражать местоположение
  4. При построении конструкций пассивного наклонения используется глагол evat терпеть
  5. При выражении самочувствия - также глагол evat терпеть

По способу образования базовых временных форм глаголы можно разделить на слабые, сильные и неправильные. К первым относится большая часть всех глаголов. Слабые глаголы можно поделить на избыточные (с основой прошедшего времени на -ffa / mma) и краткие (с основой на согласный). Глаголы с регулярным чередованием -е- / -о(n)- , -h / -sz и -v / -k являются слабыми.

У сильных глаголов с impаst на -mat (кроме гл. ḥеmat хотеть) основа прошедшего времени оканчивается на гл., l или r. Такие глаголы образуют past-форму суффиксом -lo / ro. Примеры :

  • fremat (past frolo) брать / начинать,
  • sarmat (past sarro) знать, уметь
  • talmat (past tallo) давать
  • vеrmat (past vorro) говорить.

Неправильные глаголы :

  • alarat (past ḥat) - мочь (ист. развились из arrat (past ard) уметь и ḥatat (past ḥat) иметь силы)
  • evat (past ev) - терпеть
  • ḥеmat (past ḥаm) хотеть
  • latat (past lot) - видеть; понимать
  • raffat (past raft) - идти
Advertisement