Конланг вики
Advertisement

История[]

Северный диалект, как и южный являются диалектами Срединного языка. Языка Срединных земель "Setegenu" и языка международного общения. Этот язык имеет общего языка прародителя с языком Морянских островов(на Мор.языке "Alinnar, Rindan и Penyar") на северо-западе от континента Astol.

Имя существительное[]

    Большая часть грамматической информации выражается окончаниями. Падеж и число существительного образуется с помощью окончания. Окончания присоединяется к основе существительного (совпадающей с основой Именительного падежа единственного числа).   

=== Окончания падежей единственного и множественного числа ===    Следует указать, что те окончания падежей, что начинаются с гласной, присоединяются на прямую к основе существительного, если основа оканчивается на согласную. Если основа оканчивается на гласную, то эти окончания замещают собой эти конечные гласные основы существительного.    

Те окончания, что начинаются с согласной, они присоединяются к основе,начинающихся на согласную с помощью соединительной гласной. К основе же начинающейся на гласную эти окончания присоединяются напрямую.   

Окончания -ve может присоединяться к основам, которые оканчиваются на -n, -l напрямую. Это допустимо и для окончаний -mu, -mus, -me, если основа оканчивается на согласные -l, -m, -n(-nn).    

Множественное число тех существительных, что оканчиваются на -e  в Именительном падеже ед.ч. могут образовывать форму мн.ч. как заменой -e на -i, так и присоединением окончания -s.

Глагол[]

===
Настоящее, Будущее и Прошлое время ===    Настоящее(-e-), Будущее(-u-) и Прошлое(-a-) время Действительного залога образуются присоединением к основе глагола глагольных окончаний с помощью гласных суффиксов.

Vimen. - Я вижу. Pesmust. - Они будут писать. Telon selvas. - Он смотрел.

Velnes unest talsi mino selmio. - Дети - солнце моей жизни.

Форма Страдательного залога образуется обратным поряком присоединения гласного суффикса и глагольных окончания, только в этом случае они присоединяются к форме инфинитива, при этом посл. гласная инфинитива меняется на -a- , если она и гласный суффикс совпадают, но в случае когда посл. гласная и гласный суффикс -a- = -a- , то меняется на -e-.

Valimane.. - Любят меня.  Pesmete. > Pesmate.. - Пишут о тебе.

=== Перфект ===      Перфект Действительного залога образуется с помощью конфикса: a-.....-a, если основа начинается на согласную, и an-...-a, если основа начинается на гласную. Форма Страдательного залога образуется так же, как и у других времён.

Aviman. - Я увидел. Avimena. - Увидели меня.

Anecas. - Он, она выпел(а).

===
Будущее (2) время ===      Будущее 2 действительного залога образуется присоединением к форме инфинитива суффикса -li, а форма Страдательного залога образуется присоединением суффикса -ti к форме инфинитива.

===
Повелительное наклонение ===      Повелительное наклонение имеет две формы: Настоящего и Будущего времени. 

Повелительное наклонение настоящего времени имеют имеет следующий набор окончаний. Эти окончания присоединяются к основе глагола.

2 л. -e        -unes(-ute)             

3 л. -in      -elsi   

Повелительное наклонение будущего времени имеет следующий набор окончаний. Эти окончания присоединяются к основе глагола.

2 л. -utten       -ullen       

3 л. -ussen      -ussen(-usten)     

Отрицательная форма образуется с помощью вспомогательного слова ala.

Tamene! - Говори!  Tamenute! 

Ala tamene! - Не говори!   Ala anadute! - Не делай!

Ala cenute ven! - Не ходите здесь!

-als - суффикс указывающий на повторные и обратные действия.

Elani(Одевать) > Elanalsi(Раздевать)

Genve(Читать) > Genvalse(Перечитать)

Определённый артикль[]

A ventu. - Это дерево. > Ventu. - Какое-то дерево.

An venti. - Эти деревья. > Venti. - Какие-то деревья.     

Артикль множественного числа может находится так же и перед существительными единственного числа начинающихся на гласную.

An olis. - Этот лист.   

Артикль ставиться, когда речь идёт о предмете, единственном в своём роде.

Halisse la a Luno alines. - Луна светит в небе.     

При обобщении, когда речь идет о предмете как о представителе целого класса объектов (в этом случае артикль играет роль местоимения "каждый" или "все"

A tilgo unes  velto. - "Каждый" тигр - зверь.   

Перед прилагательными, притяжательными местоимениями и порядковыми числительными при отсутствии определяемого ими слова (вместо последнего).

Lase vina selmet? A luganus. - Какого вина вы хотите? Красного.

==
Имя прилагательное ==

=== Окончания прилагательных ===      Имя прилагательное согласуется в числе и падеже с существительным. Окончания прилагательных:

=== Сравнительная степень ===      Сравнительная степень образуется присоединением к основе прилагательного суффикса -ani(s) и постановкой сравниваемого существительного в Творительный падеж.

Min unes altani lime. - Я - выше тебя.     

Сравнительная степень так же может быть образованна аналитическим образом, с помощью конструкции mun.....ta an...., или almun......ta an....

Vento unes mun altus ta min. - Дерево - более высокое чем я.

A Luno unes almun linus ta a Usil. - Луна - менее яркая чем Солнце.

=== Превосходная степень ===      Превосходная степень образуется с помощью суффикса -esium, который присоединяется к основе прилагательного.

Olisi a ventio unest aldesium. - Листья этого дерева - самые зелёные.

Advertisement